Период правления династии Миноса
Минойская культура ознаменовала собой рассвет не только Крита, но и Кипра. Этот период назван в честь легендарного критского царя Миноса, чьё имя широко отображено в истории и мифологии региона. Именно ему приписывают утверждение морского владычества Крита, введение на острове первого законодательства, а также рост торговли и развитие производства. Кипр имел тесные торговые связи с Критом, а благодаря колониям минойцев, эта культура широко распространилась на острове.
Торговля и развитие киприотской культуры
Торговые отношения Кипра с соседними государствами были основаны на экспорте меди — стратегического ресурса для изготовления оружия и доспехов. В 1400-1300 гг. до нашей эры из-за постоянных военных стычек в Северной Месопотамии, не было возможности торговать медью с Египтом и Ближним Востоком. Это послужило толчком к развитию Кипра — единственным оставшимся надёжным поставщиком меди в регионе.
Купцы острова перевозили ресурсы на небольших судах грузоподъёмностью до одной тонны, останки такого корабля были найдены у анатолийского побережья. Островитяне импортировали слоновую кость и драгоценные металлы, а также керамику, которая дала толчок к развитию прото-киприотской обработки керамики. Этот период ознаменовал собой становление и рассвет крупных промышленных и торговых городов острова — Аласии, Аматуса и Китиона.
Получила развитие уникальная письменность этно-киприотов. На основе хеттского алфавита (медленное и сложное иероглифическое письмо) на острове разработали собственный алфавит. Новый стиль написания был более быстрым и деловым. Учёные назвали его «линейное письмо А», более поздний вариант письменности называется «линейное письмо В».
Похожую письменность использовали пеласги-критяне, что в очередной раз говорит о тесном сотрудничестве Крита и Кипра. При этом вооружённые конфликты в летописях не упоминаются, зато есть много свидетельств торговых и культурных отношений двух островов.
Государственное устройство и отношения с соседями
Египет был одним из основных покупателей киприотской меди. Царь Кипра (который тогданазывался Аласия) вёл переписку с египетским фараоном Аменхотепом IV (годы правления: 1353-1336 гг. до н.э.). Корреспонденция тогда велась на вавилонском языке, который считался международным. Интересно, что киприотский правитель называл своего египетского коллегу «братом», что в очередной раз подтверждает их тесные и дружественные отношения.
По поводу государственного устройства древнего Кипра мнения учёных расходятся. Одни считают, что остров был единым государством с централизованной властью. Кроме всего прочего, на это указывает древнее название острова — Аласия и наличие «царя». Другие предполагают, что на острове было несколько независимых городов-государств (наподобие греческих полисов), а город Аласия был просто самым могущественным из них.
Рассвет этно-киприотской культуры пришёлся на 1400-1200 гг. до нашей эры. На это указывают раскопки древних захоронений, в которых обнаружены богатые подношения. В тот же период киприоты основывают колонию на побережье современной Сирии — своего рода и перевалочный пункт для товаров, и оптовый базар.
Сирийцы называли Крит «Ятания» — есть предположение, что на языке самих островитян это произносилось «Копёр». Такое имя встречается в «Песне Соломона», во фрагменте, где упоминается «хенна» (она же хна). Древние парфюмеры использовали её для изготовления «кипрского масла».