Акдаг: "Я разместил штаб в доме, где на чердаке прятались греческие солдаты"

Акдаг: "Я разместил штаб в доме, где на чердаке прятались греческие солдаты" 22.07.2024 После переворота, совершенного 15 июля 1974 года при поддержке греческого правительства, Турция начала операцию "Мир" в качестве страны-гаранта. Сейчас отмечается 50-летие этой операции.

20 июля 1974 года в 06:05 началась операция высадки турецких войск на остров с воздуха и моря. В то время младшим лейтенантом был Сермет Акдаг. В честь 50-летия операции он поделился своими воспоминаниями о тех днях.

Определение Пладини (пляж высадки)

Акдаг, который участвовал в определении подходящего пляжа для высадки с моря и провел необходимые измерения в Пладини (Пляж высадки), также расшифровал срочное сообщение из Турции 19 июля 1974 года, сообщающее о начале операции.

Акдаг рассказал, что получил задание по определению пляжа для высадки в мае 1973 года, будучи помощником командира разведки в Боаз, от оперативного офицера майора Ахмета Эргинера:

"Майор Ахмет Эргинер позвал меня и сказал: 'Я хочу осмотреть берега Кирении'. Мы поехали в Кирению. Когда мы добрались до Пладини, он захотел сделать перерыв и выкурить сигарету. Он не упомянул, что хотел осмотреть пляжи. Мы припарковали машину и сели. Он спросил: 'Как ты думаешь, сколько метров от этой скалы до восточного берега?' Я понял, что он пытался обратить мое внимание на этот пляж.

Прошло 10-15 дней, и майор снова позвал меня. Перед ним была схема. Он спросил: 'Сермет, ты узнаешь это место?' Я ответил: 'Да'. Это был Пляж высадки. Он сказал: 'Сермет, я хочу узнать ширину от этой скалы до берега и глубину в этом месте. Сколько метров до берега?' Я получил задание и попросил нашего разведчика в Кирении, Сулеймана Хурдени, вывести меня на рыбалку в Пладини, не упомянув о высадке. Сулейман отвез меня в Пладини. Мы сделали измерения. Мы ездили туда 4-5 раз, чтобы завершить задание."

После определения пляжа высадки Сермет Акдаг был отправлен на обучение в пехотную школу Тузлы. По завершении шестимесячного обучения он был назначен командиром оружейной команды морской роты Победоносного батальона в знаке Фота, одновременно занимаясь разведкой.

Акдаг также описал события, связанные с греческим переворотом 15 июля и мобилизацией, объявленной в связи с ним, и обучением новобранцев в лагерях.

Акдаг вспоминает события 19 июля, когда он получил срочное сообщение:

"19 июля после обеда командир роты Зия Эрхан приехал на Land Rover. Мехмет Чавуш прибежал ко мне и сообщил, что к нам едет Land Rover. Я вышел, чтобы встретить его. Он сказал: 'Старшина хочет тебя видеть'. Мы поехали в Боаз. Пришло срочное радиосообщение. 'Посмотри, что говорится в этом сообщении', - сказал старшина. Я расшифровал его. В нем говорилось, что операция начнется с земли и моря и необходимо принять меры. Командир немного взволновался, а я не изменился. Командир сказал: 'Что происходит, Сермет? День, которого ты ждал, настал'. Я ответил: 'Командир, я расшифровал это сообщение и в 1967 году, только тогда оно было не срочным, а просто важным'. Затем он отправил меня к моему подразделению. Он также приказал встретиться с командирами батальонов по пути. Когда я прибыл в свое подразделение, он приказал подготовить укрытия для солдат, которые будут высажены с воздуха.

'Самолет прибудет около 3 часов ночи. Сообщи мне, когда он подлетит к Чамлыбель'. До полуночи мы построили укрытия, установили фонари, стулья и воду. В 2 часа ночи прилетел самолет, и мы сообщили о нем. Самолет сделал несколько кругов и улетел. Позже мы узнали, что он не смог выполнить задание и улетел."

Акдаг описывает появление самолетов на рассвете со слезами на глазах: "Когда настало утро, мы увидели, как самолеты медленно приближаются с гор Бешпармак. Ни один из бойцов не оставался в своем окопе, все они вышли наверх." Несколько часов спустя начали приземляться парашюты, и солдат разместили в укрытиях.


Во время высадки командир батальона вызвал Акдага и дал ему координаты, чтобы он забрал парашют, упавший на позиции между греками и нами. Акдаг обнаружил, что парашютистов не было, только сумка. Он рассказал: "Когда я открыл сумку, на верхней части лежал нож, а на ноже было написано 'Алсанджак'. Под ним была фляга с надписью 'Алсанджак'. Мой помощник Салих попросил флягу, и я отдал ее. Салих скончался, но за 3-4 года до этого он сказал: 'Фляга все еще у меня дома, командир'. Я взял нож и прикрепил его к поясу. В сумке были карты операции. Я немного занервничал, увидев карты. Мы сразу закрыли сумку. 'Салих, возьми это и отнеси в Боаз'".

Акдаг отметил, что греки начали стрелять, и они натянули "опознавательные ткани", чтобы самолеты из Турции не бомбили их.

Акдаг описывает волнение народа при начале операции: "Люди вышли на улицы. В деревне Фота кто-то резал овец, кто-то варил макароны, кто-то разжигал костры. Бойцы не оставались в окопах, все вышли наверх. Нам было трудно их успокоить."

Греческие солдаты, скрывающиеся на чердаке штаба

Объяснив, что ему было поручено обыскивать и сканировать Лапту на второй день операции и что они использовали дом, где греческие солдаты прятались на чердаке, в качестве своего штаба во время двухдневной миссии, Акдаг заявил, что он узнал об этом факте, когда прочитал в греческой прессе заявления сбежавших с чердака греков через шесть месяцев после происшествия.

Акдаг рассказывает: "Я установил штаб в доме рядом с тем местом, которое сейчас известно как медицинский центр Лапты. Оказалось, что 8-9 греческих солдат не смогли убежать и прятались на чердаке этого дома. Я узнал об этом только через шесть месяцев из греческой прессы. Когда я выходил на операции, мои солдаты, оказывается, искали трофеи. Греки это видели. Некоторые из них спускались искать еду. По их собственным словам в прессе, они ели сырые баклажаны.

Согласно их показаниям, они нашли маленькую пилу и перерезали трубу водяного бака на чердаке, чтобы пить воду, закрывая отверстие спичками. Они также нашли маленькое радио в одном из домов и слышали, что Клиридис и Денкташ вместе приедут в Беллапаис. Между ними возникло разногласие. Некоторые говорили: давайте сдадимся, некоторые хотели пойти в море, найти лодку и сбежать.

Двое греков поехали из Лапты в Кирению на велосипеде и в штатском. В тот момент, когда Денкташ и Клиридис прибыли, он вышел и попросил Клиридиса о помощи. Дав показания турецкой полиции, Денкташ согласился выдать этих двух греков и таким образом они были спасены... Остальные спустились на берег в Лапте, нашли лодку и поплыли в море. Мое подразделение увидело это и открыло огонь. Меня там не было и я этого не видел, но некоторые из моих солдат сказали, что расстреляли некоторых людей, а некоторые сказали, что они не могли никого застрелить. «Я не знаю, стреляли ли в кого-нибудь, но именно так они и выжили».


Сермет Акдаг рассказал, что стал ветераном в результате взрыва мины 30 августа 1974 года, а также процесс своего лечения:

«Ночью командир роты вызвал меня на совещание и сказал: «В Лапте видели греческих солдат». Он хотел немедленно отправиться в этот район. Это были греки, которые остановились на чердаке нашего штаба и сбежали в море...

Командир дал мне задачу окружить деревню Каршияка. Я взял с собой пятерых своих сотрудников, мы сели в машину и прибыли в Каршияку. Мы следовали по дороге из Каршияки в Козанкёй. В машине передо мной также находился мой командир роты. Они остановились, я тоже. Дороги были завалены камнями... Мы поговорили с командиром роты и решили не продолжать, а вернуться. Командир вернулся на своей машине. Когда я шел позади него, между нами было расстояние. Я увидел на дороге 4 мины... Я немного ускорился, чтобы догнать машину командира. Затем, когда я нажал на тормоз, чтобы замедлить ход, раздался взрыв, и машина раскололась на две части. Я вообще не помню своего падения, я оказался на земле...

В кузове автомобиля загорелся бензин и возник пожар. Я слышал, что один из моих бойцов читал шахаду... Три человека, сидевшие на заднем сиденье машины, погибли, а трое, в том числе и я, сидевший спереди, получили ранения. Моя тазобедренная кость была полностью разорвана. Нас отвезли в нынешнюю больницу Акчичек. На следующий день меня отвезли на вертолете в Адану, а затем из Аданы доставили в Анкару-Гюльхане. «Я пробыл там около семи месяцев».

— «Башка думала, что я умер, даже заставила мевлита читать…»

Акдаг, который сказал, что его жена Пембе Ханым не знала, что он лечился в Анкаре, и даже заставила его прочитать Мавлид, думая, что он мертв, до сих пор плачет, когда рассказывает о тех днях.

«Моя жена не знала о моей госпитализации в больницу Гюльхане в Анкаре… Пока я был там, в больницу пришел Осман Устаоглу, бывший боец, служивший на Кипре. Я попросил его сообщить обо мне моей жене. Когда Осман вернулся в свою часть, он отправил сообщение на Босфор Санджак со словами: «Сервет Акдаг жив. Он находится в Гюльхане, Анкара. Пусть его семья будет спокойна». Но Сермета Мехмета на Кипре знают все. В Турции меня звали Сервет. Там же был присвоен мой титул Акдаг. Послание Османа Устаоглу дошло. Никто не знает Сервета Акдага. К счастью, в тот день там дежурил сын моей тети Этем. Но и он не знал меня под именем Сервет Акдаг... Тем не менее, Этем рассказал об инциденте моей жене. Моя жена упала в обморок от этой новости... Моя жена думала, что я умер, она даже заставила Мевлита прочитать...

Моя жена берет с собой мать и едет в Никосию к друзьям нашей семьи, старосте Тахсину Али Рызе и его жене Гюлер Ханым, и просит помочь поехать в Анкару. Тахсин отвозит мою жену и мать в порт Фамагусты. По совпадению, в тот день я приехал на Кипр на том же корабле, на носилках. Скорая помощь отвезла меня домой. Я посмотрел, а дома никого не было. Меня снова отвезли на машине скорой помощи в Тахсин Али Рызу. Г-жа Гюлер приветствовала меня. Я сказал: «Пембе нет дома». Она ответила: «Ваш брат Тахсин отвез Пембе в Фамагусту, она поедет в Турцию в десять часов».

Г-жа Гюлер позвонила таксисту и сказала: «Беги, не опоздай на корабль, скажи брату Тахсину, чтобы он вернул Пембе».

- Если бы не операция...

Сермет Акдаг подчеркнул, что 20 июля 1974 года произошло освобождение турко-киприотов: «Если бы не операция, сегодня на Кипре не было бы турок», - завершив свой рассказ.

Возврат к списку

Поделиться с друзьями:
Недвижимость СЕВЕРНОГО КИПРА
напрямую от
собственников
ГАРАНТИРОВАННЫЙ ДОХОД ОТ АРЕНДЫ!
6-8% годовых
в GBP!
АРЕНДА НЕДВИЖИМОСТИ НА КИПРЕ
  • Выгодные цены без комиссий!
  • Напрямую от собственников!
  • Бронируйте онлайн!